Особенности расчета параметров трубопровода, прокладываемого методом наклонно-направленного бурения
В отличие от традиционных методов строительства переходов трубопроводов метод наклонно-направленного бурения (ННБ) вносит свои особенности в расчеты при выборе толщины стен ки, класса прочности стали, радиуса естественного (допусти мого) изгиба протаскиваемого трубопровода.
В настоящее время длины строящихся переходов трубопроводов методом ННБ имеютзначительную величину (до 2,5 км), а геологические условия строительства на территории Российской Федерации представлены от благоприятных (для ННБ) глин Астраханской области до труднопроходимых песчаных плывунов Тюменской области и плотных песчани ков Дальнего Востока. Вследствие чего в процессе строительства подобных пе реходов в стенке протаскиваемой трубы могут возникнуть строительные напря жения (растягивающие, сжимающие, изгибающие), значительно превышаю щие напряжения от будущих эксплуата ционных нагрузок (рабочее давление, температурный перепад и т.д.). Для определения нагрузок и напря жений, возникающих в теле трубы при протаскивании, в настоящее время при меняются в основном две методики:
• согласно СП 42-101-2003 «Общие поло жения по проектированию и строитель ству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб»;
• согласно Руководству по техническо му проектированию Комитета трубопро водных исследований Американской газовой ассоциации - «Прокладка тру бопроводов методом горизонтально- направленного бурения». Наиболее приближенные к практиче ским данным величины нагрузок дает расчет по алгоритму Комитета трубо проводных исследований Американской газовой ассоциации, но также имеет ряд недочетов.
Согласно действующей на территории Российской Федерации нормативно- технической документации для строи тельства перехода должна применяться буровая установка, обеспечивающая тяговое усилие с коэффициентом за паса по тяговому усилию равным 1,5-2,0.
Это приводит к тому, что на этапе рас чета параметров трубопровода (толщи ны стенки, класса прочности стали) по строительным нагрузкам используется величина в 1,5 - 2,0 раза меньше той, ко торая в реальных условиях строитель ства может быть приложена к дюкеру при протаскивании в случае возникно вения внештатных ситуаций (прихват дюкера, обвал стенок скважины и т.д.). Таким образом, задача определения параметров трубопровода сводится к комплексной циклической задаче. Решение комплексной задачи опреде ления параметров трубопровода целе сообразно проводить с использованием ЭВМ по алгоритму, блок - схема которого представлена на рисунке 1, где:
D - диаметр трубопровода; Р - рабочее давление; Kt - категория трубопровода; S - сейсмическая активность террито рии;
Кг - коррозионная агрессивность продукта;
dT - температурный перепад; L - длина скважины ННБ; Dr - диаметр скважины (диаметр ко нечного расширения); Н - перепад высот по скважине; R - радиус криволинейных участков скважины (не менее радиуса есте ственного изгиба трубопровода, рас считанного по эксплуатационным на грузкам);
G - характеристики грунтов по сква жине (физико-механические характе ристики грунтов);
Ro - плотность бурового раствора в скважине (представленного смесью разработанной породы и глинистым раствором);
Ттах, Мтах - тяговое усилие и крутя щий момент буровой установки; Тк (к=1„2) - расчетная (промежуточная) толщина стенки трубы; Rk ( k =1..2) - расчетный (промежуточ ный) допустимый радиус изгиба тру бы;
Кк (к=1..2) - расчетный (промежуточ ный) класс прочности стали; Т, R , К - окончательные толщина стенки, i допустимый радиус изгиба, класс проч ности стали соответственно.
РЕЗУЛЬТАТ РАСЧЕТА ПО ДАННОМУ АЛГОРИТМУ ПОЗВОЛЯЕТ:
• в случае превышения расчетных на пряжений по строительным нагрузкам над расчетными напряжениями по экс плуатационным нагрузкам принять окон чательные значения больших величин для выбора параметров трубопровода, а затем получить искомые характеристики применяемой для строительства трубы;
• постановка обратной задачи дает воз можность, зная параметры трубопровода, определить допустимые геометрические параметры скважины ННБ в заданных геологических условиях;
• значительно снизить вероятность воз никновения аварии (риска) при строи тельстве перехода методом ННБ, связан ной с повреждением основного металла трубопровода при протаскивании.

|